Информационная архитектура интернет-магазинов. Часть 1

Информационная архитектура интернет-магазинов. Часть 1

Иногда нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда структурные проблемы с сайтом, которых можно было бы избежать, добавляют лишнюю сложность в управление площадкой. Это происходит тогда, когда перед разработкой сайта вовремя не были заданы нужные вопросы. А вопросов бывает очень много: юзабилити, бизнес-цели, потоки данных, SEO… По сути для каждого это должен быть бесконечный процесс обучения, когда мы учимся на ошибках, допущенных в процессе разработки предыдущих сайтов.

И здесь мы приходим к пониманию информационной архитектуры (ИА), критически важной составляющей электронной коммерции, которая позволяет расставить по местам все компоненты структуры данных, как то:

· Структура сайта и каталога,

· Ключевые процессы и функции (например, поиск по сайту)

· Бизнес отчетность и веб-аналитика

· SEO и т.д.

В этой серии статей мы рассмотрим три основных аспекта работы над информационной архитектурой интернет-магазинов.

· Часть первая: структура сайта и структура каталога.

· Часть вторая: структура URL и форматы данных.

· Часть третья: SEO и интеграция непродуктового контента.

Начнем со структуры сайта.

1. Структура сайта

Проектируя структуру сайта, мы создаем карту траекторий движения посетителей, чтобы определить, какие виды страниц нам нужны и какие отношения между страницами будут использоваться.

Структура сайта должна представлять четкую иерархию, где страницы сегментируются по уровням и с учетом наследования.

slide4-blog-full.jpg

Предположим, у нас есть 3 ключевых типа страниц:

1. Основные страницы

Шаблоны для ключевых страниц: главной, категорий каталога, подкатегорий, разводящих страниц продуктов и самих продуктовых страниц. Сюда также относятся страницы поиска на сайте.

2. Информационные страницы

Страницы, которые не являются частью каталога товаров, но предоставляют доступ к таким разделам сайта, как, например, личный кабинет. Сюда также относятся такие страницы, как "О компании".

3. Директории, в которых хранится контент

Папки на корневом домене, где хранится специфический контент, например видео, руководства к использованию и пр.

Существуют три распространенные ошибки, возникающие при планировании структуры сайта, о них речь пойдет ниже.

Недостаточная глубина основных страниц

На практике бывает довольно просто допустить расхождение между тем, какую иерархию представляют себе владельцы магазина, и тем, где конкретный товар ищет пользователь.

Поверхностная, неглубокая структура каталога может затруднить для посетителя поиск продуктов. Здесь следует сделать оговорку: умная многоаспектная навигация может сократить посетителю число кликов до цели, но это создаст трудности в SEO (как обеспечить максимальную индексацию всех вариаций URL-адресов, создаваемых с помощью различных параметров, участвующих в этой многоаспектной навигации?)

Недостаток внимания к деталям на непродуктовых страницах

Это часто происходит, когда нет масштабного видения проекта, способности планировать бизнес. Конечно, направление развития может измениться, что-то может пойти не так, как предполагалось сначала, но это опять же говорит о том, что структура сразу должна строиться с учетом некоего буфера на дополнение/изменение/удаление. Иначе вам придется выполнить очень много кропотливой работы.

Насколько легко сегодня интегрировать в процесс поиска по сайту непродуктовый контент, такой как блоги, руководство покупателя, видео? Есть ли у вас релевантные теги для каждого кусочка контента, чтобы поисковый индекс возвращал только самые релевантные результаты, а не размыл качество выдачи?

А ведь это типичная ошибка для сайтов с поиском. Например, на сайте такого бренда, как Halfords (аксессуары и инструменты к транспортным средствам), размещена статья о помывке автомобилей с названием "Это как водить мотоцикл". Если в поиске нет возможности задать дополнительные фильтры по разделам/смыслу, то в выдаче мы можем получить множество результатов с мотоциклами.

Еще пример. Поиск "пароварки" на Mailshop.com возвращает к тому же еще и паровые швабры. Похоже, поиск ищет соответствие по неточному вхождению слова "пар". И в этом случае полезно будет попробовать ограничить поиск по точному вхождению и двигаться в сторону расширения смысла, если будут выпадать нулевые результаты.

slide3-blog-full.jpg

Неправильная структура для папок с контентом

Хорошим примером является страница продукта. По умолчанию на некоторых платформах URL продуктовой страницы обычно содержит название категории: домен.ru/мужское/джинсы/название_продукта. Тем не менее продукты могут находиться в нескольких категориях, что порождает дубликаты URL.

Например:

домен.ru/мужское/джинсы/название_продукта.

домен.ru/распродажа/мужское/название_продукта

Пытаться сгладить проблемы с дубликатами чем-то вроде тега canonical не всегда просто в такой ситуации. Одним из решений является использование специальной директивы для каждого типа контента, например, /products для всех продуктов (домен.ru/продукты/название_продукта). Затем можно соотносить товар со сколько угодно многими категориями с помощью параметров type, colour, size и пр.

Конечно, есть и другие последствия, которые следует учитывать. Если у вас есть один продукт, определенный в несколько категорий, вам все еще нужно решить, как отчитываться о продажах/выручке. Относить ли продажу к основной категории или к той, с которой товар был добавлен в корзину? Важно задать этот вопрос и согласовать потребности бизнеса в отчетности с финансовым отделом перед внедрением структуры данных.

2. Структура каталог

Одна из основных задач для интернет-магазинов – это определить количество уровней в каталоге. Существует тонкий баланс между сокращением пути и числа кликов и обеспечением достаточной глубины классификации категорий, которая делает для пользователя очевидным нахождение товара.

Для магазинов с небольшим ассортиментом продукции найти решение бывает гораздо проще, чем для продавцов с большим каталогом в сотни тысяч наименований.

Начните с того, что поставьте себя на место покупателя, и ответьте на следующие вопросы:

· Какая структура категорий облегчит пользователям поиск вашей продукции?

· Сколько уровней вам нужно в каталоге?

· Нуждается ли каждый уровень в своем ​​собственном шаблоне страницы или вы можете использовать многоаспектную навигацию, чтобы минимизировать клики на пути пользователя?

· Понятно ли звучат названия категорий/подкатегорий, чтобы легко было понять, что в них находится?

· Достаточно ли у вас категорий, чтобы в каждой из них оказалось разумное число товаров?

· Являются ли термины, которые вы используете для названия категорий, теми, которые использует для этого и ваша целевая аудитория?

Кроме того, вы можете воспользоваться преимуществом глубокой категориальной структуры в плане SEO и создать много уникальных URL-адресов со вхождениями низкочастотных фраз. Иначе, если вы хотите, чтобы структура оставалась неглубокой, добавьте поиск на сайт, чтобы пользователь мог быстро найти то, что ему нужно.

Рассмотрим это на примере. Допустим, у нас есть интернет-магазин, на котором продаются куртки, являющиеся подкатегорией основной категории "Женская одежда".

Есть два сценария, учитывающих потребности в SEO:

1. Используйте под-подкатегорию для каждой разновидности курток так, чтобы уникальные URL могли быть проиндексированы и использованы в качестве самостоятельных посадочных страниц по соответствующим запросам, например mydomain.ru/женская_одежда/куртки/пуховики.

2. Не делайте уникальную страницу для каждой под-подкатегории, но воспользуйтесь URL параметрами, чтобы различить подкатегории страниц и представить каждую версию поисковому индексу, например mydomain.ru/женская_одежда/куртки?type="пуховики".

Сложность со вторым вариантом заключается в том, что многоаспектная навигация, как правило, определяет много параметров для сравнения (тип продукта, бренд, цвет, размер, цена и т.д.) и вам нужно определить, какие аспекты генерируют URL-адреса, которые должны быть проиндексированы, а какие нет.

Например, если для приведенного выше URL пользователь также уточняет отображения страниц по цвету и размеру, то будут сгенерированы следующие дополнительные параметры:

mydomain.ru/женская_одежда/куртки?type="пуховики"&colour="зеленый"&size= "40-42").

Должен ли этот URL индексироваться, или лучше сосредоточиться на оригинальном URL в качестве основного для всех поисков, связанных с "женские куртки пуховики"?

На самом деле, не существует "правильного решения", так что вы должны взвесить все с практической точки зрения. Если вы попытаетесь ранжироваться по запросу "женские куртки пуховики зеленые 40-42 размер", будет ли у вас достаточно товара на такой посадочной странице? Не получится ли так, что по данному запросу в какой-то момент у вас не окажется ни одной позиции?

Бренд House of Fraser использует как раз этот второй вариант и наглядно демонстрирует его в работе (хотя URL покажется вам замусоренным). На сайте ритейлера рассмотрим подкатегорию френчи (field jacket) в категории мужской верхней одежды (Coats&Jackets), которая будет расположена по следующему адресу:

/Men's+Outerwear/203,default,sc.html?prefn1=Style&prefv1=Field%20jacket.

Мы видим, что для уточнения директории здесь используются параметры. На этот же адрес будет вести поисковый результат из Google по соответствующему запросу.

hof_faceted_navigation-blog-full.png

В заключение

Конечно, в вопросе построения качественной информационной структуры существует множество подводных камней, но то, что мы описали в этой статье, уже предоставит пищу для рассуждений.

Проектирование информационной архитектуры является одним из важнейших элементов проекта по созданию интернет-магазина, и оно должно постоянно пребывать в стадии обновления с учетом динамично меняющихся потребностей бизнеса и пользователей сайта.

В следующей статье мы продолжим обсуждение информационной архитектуры и остановимся подробнее на вопросах генерации веб-адресов, SEO и других аспектов. 

Специально по материалам eConsultancy перевод подготовила независимый эксперт Мутовкина Дарья.


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100