Веб-аналитика в рунете

Веб-аналитика в рунете

На Западе веб-аналитика рассматривается как растущий и многообещающий рынок. Согласно прогнозу Forrester, в США в 2014 году представители различных отраслей бизнеса  затратят 953 миллиона долларов на сервисы и услуги веб-аналитики. По данным исследовательской компании, ежегодный рост объемов рынка составит 17%.

Среди западных компаний примерно три четверти работали с теми или иными сервисами веб-анатилитики. Большинство из них обращаются к бесплатным технологиям. Рынок же, главным образом, сможет расти за счет платных услуг по инструментам веб-аналитики (консультаций, обучения и  др.). Предполагается, что инструменты веб-аналитики будут со временем интегрироваться с другими инструментами для работы маркетологов.
Однако нашему читателю гораздо интереснее  будет ситуация с веб-аналитикой  в рунете.

Рынок или пока только «ларек» веб-аналитики в рунете?

В  настоящее  время  говорить о рынке веб-аналитики в рунете, конечно, еще  рано. На  рынке  присутствуют  мировые  лидеры,  например,  компания Google, которая  предоставляет  и  регулярно  обновляет свой бесплатный сервис веб-аналитики  -  Google Analytics. С апреля 2009 года компания Яндекс объявила  о  запуске  их  системы Яндекс.Метрика в общий доступ (ранее данная система была доступна только рекламодателям Яндекс.Директ).

Различные    платные    западные    системы   веб-аналитики   начинают выходить   на   российский   рынок.  Например,  американская система  AdWatcher.com -  система  веб-аналитики  и анализа кликфрода в рекламных кампаниях - запускает    русскоязычную   версию   сервиса   AdWatcher.ru.  Финская система  веб-аналитики  snoobi.com  тоже  в настоящее время выходит на российский   рынок.   Есть  другие примеры.

Также  в  рунете  появляются  клоны  западных  сервисов веб-аналитики, например,  недавно  корпорация  РБС выпустила сервис WebVisor, который создан по образцу западного сервиса ClickTale.

Ситуация с веб-аналитикой в рунете настолько пока непростая, что на обучающих курсах у нас в SEO-Study.ru людям   приходится   объяснять,   что   веб-аналитика   и статистика - разные вещи. Очень часто приходится сталкиваться с фразами наподобие "зачем  нам  услуги  веб-аналитики,  у  нас  уже  лет 5 как счетчик статистики  стоит".  То же  касается и курсов по веб-аналитике, часто приходится слышать фразы "чему там учиться?  - Хосты, хиты, рефералы..."

Если взять западный опыт, например,  консультации по Google Analytics в компании ROIRevolution стоит от 1500 долл. США.

Рынок  веб-аналитики в рунете находится  на  стадии осмысления и только планирует переходить в стадию формирования.

По  денежному  объему  рынка веб-аналитики рунета исследований    пока    не    проводилось.   Наша компания SEO-Study.ru   предоставляет клиентам  как  сами  услуги по веб-аналитике, так и обучение в данной области. По опыту могу сказать, что услуги по веб-аналитике заказывают процентов 20-25% от всех клиентов, заказывающих продвижение сайта. Что касается  обучения,  то  тоже около 25-30% тех, кто прошел обучение на курсе SEO или на курсе контекстной рекламы переходят на курс веб-аналитики.

Хотя очные курсы показали обратную ситуацию. В первую нашу очную группу большинство записывалось именно на веб-аналитику. Объясняли это тем, что других очных курсов по веб-аналитике в России просто нет.

На чем сервисы веб-аналитики зарабатывают

Создатели сервисов веб-аналитики хотят, бесспорно, окупить свои инвестиции. Присутствие на рынке таких бесплатных и пользующихся популярностью и раскрученным именем сервисов как Google Analytics и Яндекс.Метрика, на первый взгляд, не оставляет шансов для платных сервисов.

Однако посмотрим на западные системы. Каждая из них пытается противопоставить конкуренту-лидеру свои особенности, за которые пользователи и готовы платить деньги.   Например,  AdWatcher  позволяет  проводить  анализ каждого   посетителя   с   глубиной  до  IP  адреса в режиме реального времени   (Google   Analytics  не  позволяет    видеть    IP    адреса пользователей,  а данные для анализа предоставляются с задержкой 24-36 часов). Более того,  помимо веб-аналитики,   AdWatcher   позволяет анализировать  и  бороться  с мошенническими кликами в сетях контекстной рекламы (кликфрод), а также позволяет анализировать эффективность партнерских программ и т.п.

Система  Snoobi  позволяет  строить  отчеты  и  графики  тоже в режиме реального времени, причем, наложение фильтров никак не влияет на общую базу  статистических данных (в Google Analytics если вы устанавливаете на   профиль   определенный  фильтр,  то  полноценных  данных  по  всем посетителям вы уже в этом профиле не увидите). Snoobi позволяет быстро настраивать те фильтры, которые необходимы в процессе анализа, а затем снимать  их  и  возвращаться  к  полной  картине  данных.

Да сам Google, который предоставляет во  всех странах бесплатный инструмент веб-аналитики Google Analytics, имеет платный инструмент  Urchin, лицензия на который стоит около 3000 долларов.

И хотя система Google Analytics построена на базе Urchin, между ними существует ряд существенных различий, например:

- Google Analytics регистрирует просмотр страницы, только когда на серверах Google исполняется файл JavaScript.
- Google Analytics не регистрирует просмотры страниц теми пользователями, у которых выключен JavaScript, тогда как Urchin с помощью метода IP+UserAgent
эти просмотры фиксирует.
- Google Analytics регистрирует только те просмотры страниц, которым присвоен код статуса 200. Программа Urchin, использующая метод отслеживания IP+UserAgent,
 регистрирует просмотры с кодом статуса 2xx, 302 или 304.
- Google Analytics хранит информацию о ваших посетителей только в течение 25 месяцев, затем информация теряется. Если вы хотите провести анализ за больший период,
вам придется приобрести пакет Urchin и импортировать в него данные.

Понятно, что многим достаточно инструментария, предоставляемого Google Analytics, некоторым достаточно инструментария,  предоставляемого  счетчиками статистики, но все равно найдутся  те, кому потребуется больше информации или другой информации или быстрее им нужно получить эту информацию и т.п. Вот они и являются
пользователями платных сервисов. Если они не доступны в рунете, многие уже пользуются западными разработками. К примеру, крупные интернет-магазины, такие как Ozon, используют очень дорогие западные системы веб-аналитики такие как Omniture Site Catalyst.

Западные крупные компании, понятно, на шаг впереди, поэтому готовы платить, а вот смогут ли сервисы веб-аналитики заработать в рунете? По мнению директора по развитию агентства контекстной рекламы iConText Тимофея Путинцева, «сервисы платных услуг, несомненно, приживутся, только они должны быть не вещью в себе, а реально полезными инструментами, предоставляющими некие более полезные данные, чем бесплатные аналоги».

Развитие веб-аналитики не заменит эспертов-маркетлогов

Веб-аналитика   не   может   заменить  платные  услуги  оптимизаторов. Она может   показать,   по  каким  ключевым  фразам  стоит оптимизироваться,  а  по  каким нет. «Веб-аналитика требует экспертных заключений и умения превращать полученные данные в конкретные действия. Вряд ли пользователи аналитических инструментов вдруг превратятся в экспертов» - комментирует  Тимофей Путинцев.

Веб-аналитику, тем не менее, даже многие SEO-специалисты недооценивают. Эффективность продвижения отражается не только и не столько в позициях по конкретному запросу, сколько в той разносторонней информации, которую можно проследить по отчетам веб-аналитических сервисов. Если посмотреть отчеты, которые отправляют американские SEO-компании своим заказчикам, можно увидеть в них 99% данных по веб-аналитике.

В заключение можно сказать, что прежде чем в России можно будет говорить о рынке веб-аналитики, нам предстоит еще активно насыщать рунет информацией по этому вопросу. В 2009  году  у нас уже были опубликованы несколько   переводных  книг  по  веб-аналитике, осенью должна выйти наша книга «Веб-аналитика: Основы. Секреты. Трюки», стартовали, как очные курсы по веб-аналитике в Санкт-Петербурге, так и дистанционные. Впервые  в  этом  году  на конференции РИФ+КИБ    была   мини-секция,   посвященная   вопросам веб-аналитики,  на  Санкт-Петербургской  интернет-конференции (СПИК) тоже  была отдельная секция «Эффективность интернет-рекламы». Возможно, тенденция освоения веб-аналитики  стимулируется мировым финансовым кризисом,   когда   рекламодатели  вынуждены  считать  свои  деньги,  и оптимизировать все имеющиеся расходы, не снижая эффективности рекламы.

Алексей Яковлев, руководитель проекта SEO-Study.ru


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100