Как минимизировать риски заказчика при создании сайта

Александр Чурилов, генеральный директор компании iSEOАвтор: Александр Чурилов, генеральный директор компании iSEO 

Сложно представить современную компанию без собственного сайта. Все так или иначе пытаются перевести часть коммуникаций в онлайн-пространство. Как минимизировать свои риски при разработке сайта? Как заставить исполнителя работать на 100%? Именно такими вопросами задается практически каждый заказчик, решивший обратиться в веб-студию за разработкой корпоративного сайта, интернет-магазина или информационного портала.

Риски в договоре

Самое большое опасение любого заказчика, что исполнитель не выполнит работы или часть из них. В 90% случаев подобная ситуация возникают на этапе принятия дизайн-макета сайта, так как тут велика доля субъективной оценки. Одному нравится одно, другому – другое. Чтобы избежать подобной ситуации, следует исключать из договора пункт об автоматическом принятии работ в случае получения «Акта о выполненных работах» заказчиком при отсутствии мотивированного отказа в течение 3-х дней. И обязательно добавлять в договор условие, что заказчику предоставляется три разных дизайн-макета, после чего он выбирает один вариант, который и дорабатывается с учетом его пожеланий.

В качестве приложения к договору всегда составляйте смету на разработку сайта с подробным перечислением работ и их длительности, указанием чел./часов и их стоимости. Для чего это нужно? Во-первых, это позволит оценить реальную стоимость каждого этапа проекта и сравнить с ценами на аналогичные услуги на рынке. Во-вторых, при возникновении любой конфликтной ситуации, всегда можно оценить стоимость уже выполненных работ и оплатить только их.

Наличие сметы будет крайне полезным и при внесении предоплаты. Чаще всего с заказчика требуют 50% от общей суммы проекта. А что включают в себя эти 50%, как понять, за что именно ты заплатил, если возникнет конфликтная ситуация? Поэтому в договоре лучше указать предоплату только части работ по смете, а не % от общей стоимости проекта. Вообще, правильнее всего производить оплату в три этапа: сначала за дизайн, потом за программирование и уже после за размещение. А вот определить стоимость каждого этапа и поможет смета.

В договоре обязательно должен быть пункт о том, что сайт принимается заказчиком только на рабочем хостинге и с оригинальным контентом, который вносил веб-мастер исполнителя. Это гарантия того, что контент будет внесен с соблюдением всех правил, а старания разработчиков и дизайнеров окажутся не напрасны.

Его величество менеджмент

Самый большой риск любого проекта – менеджеры. В 80% случаев неуспех заключается именно в их неправильной работе. Поэтому в договоре обязательно должен быть зафиксирован один менеджер со стороны заказчика, который собирает информацию у конечного числа заинтересованных лиц для постановки задач и утверждения результатов, и один менеджер со стороны исполнителя, который управляет ресурсами.

Реальная ситуация такова, что на стороне исполнителя чаще всего есть сформированная команда, а вот заказчик – это далекая от идеала система со своими ошибками и проблемами. Если заказчиком выступает собственник, то тут все просто и понятно. Он платит – он решает. Это характерно для небольших фирм. В средних и крупных компаниях заказчиком зачастую выступает целая группа заинтересованных лиц. И здесь очень важно определить грамотного куратора проекта, который будет связующим звеном между рабочей группой и исполнителем, сможет четко ставить задачи и оценивать результаты с учетом интересов и пожеланий всех участников рабочей группы. Ведь именно от людей во многом зависит успех проекта.

Сделайте мне красиво

Вернемся к дизайну сайта. Выше уже были описаны некоторые моменты, касающиеся этого этапа. Повторяться не стану, но напомню одно очень важное правило - чтобы получить нужный результат, всегда необходимо правильно ставить задачу. Чем более полное и четкое техническое задание получит исполнитель, тем выше вероятность того, что результат вас удовлетворит.

Еще до начала верстки и программирования необходимо отдельно утвердить все отличные друг от друга страницы дизайна-макета в формате JPG (формы, калькуляторы, каталоги, сообщения и т.д.). Никогда не стоит ограничиваться дизайном только главной и внутренней страницы. Особенно это актуально для таких высокотехнологичных сайтов, как интернет-магазин, где обязательно необходимо отрисовывать каждый элемент: каталог, страницу товара, корзину, все шаги на калькуляторе, форму заказа и т.д. Нужно четко понимать, что все, что не нарисует дизайнер, будет делать программист доступными ему средствами. И скорей всего результат будет далеким от идеала.

Отдельно утверждайте HTML-верстку страниц, чтобы удостовериться, что отображение сайта в браузере соответствует дизайн-макету в формате JPG. На этом этапе так же можно проверить навигацию сайта, она должна быть не только красивой, но и удобной.

Приступаем к программированию

Сегодня существует несколько систем управления содержимым сайтов: 1C-Битрикс, UMI, Joomla и другие. Это готовые коммерческие CMS-модули, которые можно компоновать в соответствие с потребностями и задачами ресурса. Основное их удобство заключается в том, что в каждом таком модуле исключены ошибки на низком уровне, а это гарантирует в первую очередь устойчивость работы сайта. Чего нельзя сказать о самописных системах, которые славятся отсутствием документации, не всегда корректным расчетом нагрузки, сложностями с масштабированием и модернизацией. Использование готовых коммерческих CMS значительно облегчает жизнь заказчика при дальнейшей модернизации сайта.

Существенно сократить риски, связанные с неустойчивой работой сайта, можно закладывая в ТЗ все требования по объему трафика, транзакциям и запросам. Особенно это актуально для ресурсов с очень большими нагрузками. Яркий пример – сайт gosuslugi.ru, который в сентябре этого года «упал» после того, как родители одновременно попытались записать своих детей на курсы и кружки. Сайт просто не был рассчитан на подобную нагрузку.

Еще одно распространенное опасение, что сайт будет неудобно и сложно в дальнейшем наполнять контентом. Чтобы этого избежать, заказчику желательно познакомиться с CMS еще до начала создания сайта, а также прописать в ТЗ требования к их работе. Если речь идет об интернет-магазине, где ежедневное необходимо вносить или обновлять информацию о тысячах товаров, то заранее необходимо предусмотреть удобный импорт или возможность интеграции выгрузки описаний продуктов с 1С. Вряд ли кто-то захочет делать это вручную.

А как же SEO?

Очень важно уже на этапе создания сайта задуматься о его дальнейшей оптимизации и продвижении в поисковых системах. Если сайт разрабатывался без привлечения SEO-специалистов, велика вероятность того, что уже готовый сайт придется переделывать под требования поисковой оптимизации. А это дополнительные финансовые вложения и временные потери. Чтобы этого избежать, обязательно необходимо внести в ТЗ и требования по SEO. Мы в компании iSEO довольно часто c этим сталкиваемся даже при оптимизации новых сайтов. Самый распространенный пример – неправильные URL страниц и подготовленный без учета SEO контент. Я рекомендую еще на этапе разработки структуры сайта обратиться к SEO-специалистам, которые дадут свои рекомендации по заголовкам, поисковым словам, соответствию посадочных страниц и ключевых слов. С учетом всего этого будет скорректирована структура сайта, написан грамотный контент и сайт сразу будет готов к продвижению.

Вторая довольно распространенная проблема – потеря оптимизации при модернизации ресурса. Это характерно для компаний, которые постоянно дорабатывают свой сайт. Они не понимают, что как только они ломают старые URL, которые уже успешно индексируются Яндексом и Google, и берут новые, сайт автоматически падает в выдаче. Чтобы этого избежать, достаточно сохранить старые URL и ввести чек-лист оптимизации, который позволит проконтролировать, вся ли оптимизация внесена.

Требую сопровождения!

Включите в договор три месяца бесплатной технической поддержки сайта после окончания разработки. Эта небольшая хитрость позволит исключить риск того, что сайт будет работать с ошибками. Ни один исполнитель не заинтересован в том, чтобы еще три месяца постоянно исправлять свои же ошибки. Поэтому они изначально лучше протестируют сайт, чтобы все работало четко. Но после окончания договора обязательно нужно заключить новый на дальнейшую техподдержку поддержку.

Не лишним будет указать в договоре обязательное предоставление «руководства пользователя» и «руководства программиста». Это окажется как нельзя кстати, когда вам потребуется модернизация и обновление ресурса.

В заключение хочу сказать, что успех проекта по разработке сайта во многом зависит от самого заказчика и его желания сотрудничать с исполнителем. Всегда четко продумывайте, какого результат вы хотите достичь, максимально подробно составляйте ТЗ и ставьте задачи, разбивайте проект на этапы, так будет проще его контролировать и оценивать. А главное не бойтесь своих даже самых смелых желаний, ведь в этом мире нет ничего невозможного!



ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100