Cybermarketing-2011, или «Утки» Яндекса

Cybermarketing-2011, или «Утки» Яндекса

В минувшую пятницу (7 октября) в Москве в здании РАН прошла конференция Cybermarketing-2011, посвященная поисковой оптимизации сайтов. Помимо ожидаемых, но не на всех конференциях удачно складывающихся организационных приятностей, как то хороший звук и четкая картинка во время докладов, отсутствие больших очередей в гардеробе и на кофе-брейке, обед с 3мя типами меню, в конце Cybermarketing в качестве бонуса также прошел розыгрыш 3-х нетбуков среди участников, оставивших отзыв о конференции.

Правда, что касается самих докладов, не все из семи выступлений отличались новизной тем и порой складывалось ощущение, что продвижение существует только благодаря ссылочному ранжированию, а у частники попали если не на рекламное мероприятие, то на дуэль ссылочных агрегаторов. Отдельно хотелось бы отметить активность Константина Семака (ТрафикЛаб), традиционно задававшего первым вопросы каждому из докладчиков. 

Теперь обо всём по порядку.

ivanov.jpgКонференцию открыл Андрей Иванов (руководитель проекта Neiron.ru), выступив с докладом «Быстрое продвижение в ТОП-10 Яндекса и Google с помощью закладок». Андрей экс- ашмановец, соавтор книг «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых машинах» и «Контекстная реклама». Выступление началось с фантазий об упрощённом продвижении по «магическим заклинаниям». Затем Андрей рассказал о своём проекте по улучшению поисковой выдачи с помощью плагина для браузера Firefox, который позволяет объединить не пересекающиеся результаты в выдаче Яндекса и Google.
На сегодняшний день произведено более 1,5 миллионов установок плагина. Ежедневно им пользуются 250 000 человек, задающих 1,3 миллиона поисковых запросов в сутки.
Как позже удалось выяснить, пока основная часть пользователей плагина - это пользователи торент-трекеров.

Помимо объединенных результатов поиска, плагин также отображает закладки, добавленные пользователями. В отличие от цитатного поиска, для смыслового поиска машины не всегда могут дать наилучший ответ. Если раньше только специалисты-разработчики поисковых машин работали над улучшением поиска, то теперь каждый пользователь интернета может улучшать поиск своими руками. Любой авторизированный пользователь программы может отправить на модерацию свою закладку одного из типов:
1. Товар + Город
2. Автор + Название
3. Списковые запросы (для нахождения элементов одной группы)
4. Полезные закладки
5. Формирующие рубрикаторы

В конце доклада была анонсирована статистика в форме запрос -> количество переходов, на каждый сайт из объединенной выдачи. Результаты будут присылаться по почте в форме индивидуальных отчётов по списку запросов.

Задача получить наиболее полные ответы на запросы очень интересная. Но всё же тема была не новой, она уже поднималась на прошедшей накануне Казанской конференции. Идея добавлять закладки в плагин была хорошо раскрыта, но о продвижении, а тем более быстром продвижении в обычном его понимании речи не было. На стенде Seopult можно было получить книгу «Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя», написанную докладчиком.

ziabrev.gifВторой доклад прочитал Илья Зябрев (руководитель AlterTrade Research Ltd) на тему «Алгоритм отбора максимально эффективного множества доноров для продвижения сайта в поисковых системах». Илья сразу привлёк внимание к своему выступлению, упрекнув в отсутствии логики большинство факторов, влияющих на ранжирование в алгоритме MatrixNet и процитировав слова яндексоидов о том, что они сами не знают, как работает их алгоритм. Затем Илья перешёл к презентации нового режима продвижения в Seopult.

Новый режим, отличающийся от обычного Seopult и Seopult+, был построен на основании выявления из 300 факторов наиболее важных 184 факторов для ссылочного продвижения. Определить эти факторы удалось в ходе проверки всех троек (донор, анкор, акцептор) для сайтов, находящихся в ТОП-10 и для сайтов ТОП-50. При анализе рассматривался только ссылочный фактор и не учитывались такие факторы как текстовый, характеристики документа/сайта.

Детали работы системы и наиболее критичные факторы не были раскрыты, единственный аргумент докладчика был в том, что у них получилось 100% вывести и удерживать в ТОП по СЧ и НЧ запросам 80 проектов.
Звучит многообещающе и создаётся впечатление, что были произведены серьёзные исследования, но фактов в докладе было представлено мало.

evdokimov.pngПосле кофе-брейка выступил сам руководитель проекта SeoPult.Ru Николай Евдокимов с докладом «Продвижение по трафику». Николай анонсировал новый подход продвижения в SeoPult – продвижение по трафику. На протяжении всей конференции были мысли о том, что эпоха SEO пошла на спад. Seopult не отстаёт от нового тренда «продвижение по трафику» видимо становится меньше пользователей, удовлетворённых продвижением по позициям. Николай озвучил, что Seopult будет переводить часть своих крупных клиентов на продвижение по трафику. Для сбора НЧ запросов используются разнообразие автоматизированные фильтры.

Для работы с рекламными агентствами разработан специальный интерфейс-калькулятор, позволяющий формировать готовое коммерческое предложение для клиентов.
Интересно то, что система «биллит не переходы, а затраты на ссылки». В отличие от продвижения по позициям, при продвижении по трафику минимальная стоимость запроса 3р.
и время закупки ссылок будет «размазываться» на более длительный период в 3 месяца.

raitsyn1.jpgЧетвертый доклад зачитал Михаил Райцин (директор по технологиям Корпорации РБС) со свежей темой «Управление репутацией в поисковых системах (SERM)». Михаил напомнил о том, что большинство людей, готовясь к той или иной покупке, ищут отзывы. Негативные отзывы привлекают намного больше внимания и чаще публикуются, чем хорошие.
Число наиболее популярных жертв чёрного пиара возглавили тематики: здравоохранение, товары для детей, отдых, досуг и банки.
Михаил привел пример рекламного рейдерства екатеринбургского банка. 
Жертвой чёрного PR может стать каждый.
Перечислив способы борьбы с чёрным PR, Михаил порекомендовал заглушать негатив нейтральными отзывами, т.к. хорошие отзывы вызывают недоверие к их независимости.
Удачных кейсов приведено не было - коммерческая тайна клиентов не была раскрыта.
Интересная деталь: участник конференции А.Подлубный во время доклада отправил заявку на регистрацию домена serm.by. 
В заключение Михаил высказал мнение, что спрос на SERM-услуги не будет падать, т.к. негативные отзывы постоянно добавляются, а главное преимущество оптимизаторов в этой области перед опытными PR-щиками – это мозги.

poshibalov.jpgПосле обеденного перерыва выступил руководитель Sape.ru Евгений Пошибалов с темой «Ссылки - один из ключевых инструментов поискового продвижения». Несмотря на заявленную тему, Евгений очень легко отшутился, сказав: «Ссылки! Ну что я вам могу про них рассказать, вы и так намного больше знаете про них, чем я». После этого, начав доклад с истории развития SEO в России, Евгений перешёл к тому, что специалистам по продвижению весьма полезно вникать в бизнес-процессы клиентов (не ограничиваться только достижением результатов в ПС. Не только потому, что имея представление о бизнесе клиента, оптимизатор сможет предоставить более качественные услуги, а потому, что зная, как работает бизнес клиента, SEO-компания сможет открыть аналогичный бизнес. Зал очень настороженно принял эту идею, а некоторые участники-оптимизаторы подтвердили, что прошли этот путь.
Мне лично очень понравилась эта позиция, т.к. последнее время очень часто клиенты хотят получать от SEO-компаний увеличение продаж (прибыли). Если оптимизатор может обеспечить продажи, то зачем ему продвигать клиента, лучше самому заняться продажами!

liudkevich1.jpgШестой доклад зачитал начальник отдела аналитики WebEffector Сергей Людкевич на тему «Нюансы алгоритма ранжирования Яндекса». В Казани он выступал с аналогичным докладом, так что почерпнуть нового не получилось.

Сергей ещё раз рассказал о факторах пессимизации (penalties): пред-фильтрах и пост-фильтрах. И описал основные группы факторов, влияющих на ранжирование:

1. Текстовый фактор (в последнее время теряет свою степень важности)

  •  Ключи ставить в начало текста
  •  Не злоупотреблять выделениями текста тегами и заголовками
  •  Использовать человекопонятные тайтлы

2. Ссылочные факторы. Стоит опасаться:

  •  Ссылочного взрыва
  •  Плохих ссылок (некачественные доноры)
  •  Участие в линкообменниках

3. Характеристики сайта и страниц –

  •  Возраст сайта и страницы
  •  URL
  •  Закладки
  •  Формат документа
  •  Данные из Whois - «Плохое окружение»

«Рулят те факторы, которые нельзя улучшать»

4. Поведенческие факторы

  •  Поведение пользователей перешедших с поиска
  •  Кликабельность (кто первый встал того и тапочки)

5. Региональная привязка

Сергей закончил выступление размышлением над тем, ЧТО Яндекс производит - очистку или зачистку.

Вопрос К. Семакова вынудил Сергея ответить, что теперь с использованием ПФ можно уничтожить конкурента! Как минимум Сергею известна одна пострадавшая компания.

Последний и самый интригующий доклад зачитал руководитель группы в отделе веб-поиска компании «Яндекс» - Кирилл Николаев на тему «Ранжирование «коммерческих» запросов - вчера, сегодня, завтра». Кирилл напрямую не утверждал, но косвенно намекнул, что Яндекс не будет отказываться от ссылочного ранжирования, ввиду того, что это может привести гипертрофии других факторов, влияющих на ранжирование. Но представитель Яндекса довольно туманно представил некую альтернативу ссылочному, которую назвал «УТКАМИ».

Помимо основных групп критериев (Тексты, Ссылки, SEO – домены, Поведенческие факторы), по словам яндексоида, добавились новые факторы, влияющие на ранжирование коммерческих запросов

  1.  Доверие
  2.  Удобство выбора
  3.  Качество услуги
  4.  Дизайн сайта
  5.  И другие факторы, которые яндексоиды обозначили, но не стали раскрывать.

Кроме того, представитель Яндекса объявил о том, что запущен новый этап обучения MatrixNet асессорами, поскольку не хватает градаций по старому способу оценки сайтов. В качестве примера был показан список разных SEO-компаний, имеющих оценку «релевантный» по запросу «продвижение сайтов».

В завершение своего доклада Кирилл предложил всем желающим ознакомиться с примерами на

Естественно, после выступления Кирилла атаковали вопросами и очень долго не хотели отпускать.

Когда начался круглый стол с участием Евгения Пошибалова, Сергея Людкевича и Ильи Зябрева, то значительная часть слушателей потянулась в кулуары вслед за специалистами Яндекса.

В это время в зале царило грустное настроение в связи с неуверенностью в завтрашнем дне SEO. Продолжались обсуждения, стоит ли диверсифицировать свои источники дохода и стоит ли оптимизаторам осваивать новые специальности. Круглый стол завершился призывом предпринимателя (владельца крупной бумажной фабрики, которая всё никак не находилась в Яндексе по её названию). Призыв заключался в том, чтобы оптимизаторы приходили в качестве инхаус-специалистов в фирмы клиентов с коммерческими предложениями, содержащими цифры затрат (инвестиций) на продвижение и прогнозами на рост дохода компании. Мотивировать оптимизатора бизнесмен предложил получением процента от продаж.
Интересное предложение, время покажет.

hereni.png

Даниэл Херени "химичит" у стенда Sape на CyberMarketing 2011

Специально для SEOpro.ru обзор подготовил

Даниэл Херени, компания «Трилан»


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100