Интервью с Анатолием Панариным, экспертом по SEO

Интервью с Анатолием Панариным, экспертом по SEO
  • Руководитель отдела продвижения, Optimism.ru 
  • Преподаватель учебного центра ТопЭксперт.РФ 
  • Профессиональные интересы: SEO, автоматизация, программирование 
  • Руководил большим количеством внутренних исследований в компании Оптимизм.ру

Анатолий, привет, расскажи, пожалуйста, как ты попал в SEO? Чем занимался раньше? Почему продолжаешь заниматься сейчас, что тебя так увлекает, не покупка ссылок случайно?

Привет! После окончания учёбы я искал различные варианты применения своих знаний. Хотелось работать в сфере интернет-технологий, это было ближе всего мне по духу. Но в Брянске уровень таких компаний совсем невысок. Когда компания Оптимизм.ру открыла офис в нашем городе, я без раздумий решил туда устроиться и освоить новую для себя сферу, сферу SEO. Здесь мне пригодилось и знание различных веб-технологий и программирование (часть внутреннего ПО Оптимизм.ру написано мной). Я вырос вместе с компанией и до сих пор в ней работаю.

В SEO меня больше всего привлекает гармоничное совмещение творческой работы и автоматизации.

Чем конкретно ты занимаешься в компании Оптимизм? Что подразумевает под собой должность руководителя отдела продвижения? Кто в твоем подчинении? Продвигаешь ли ты сам проекты, или ушел в теоретики и только раздаешь указания? Каким образованием должен обладать руководитель отдела? Что необходимо знать и уметь?

Много чем. Разрабатываю и совершенствую методики продвижения, слежу за качеством, консультирую различные отделы, провожу аудиты сложных проектов, проектирую новые сервисы по автоматизации, в общем, работа очень разнообразная и мне нравится.

Самые сложные проекты я продвигаю самостоятельно.

Руководителю SEO, как и любому SEOшнику, желательно иметь образование в области информационных технологий. К тому же, необходимо обладать системным мышлением, уметь выделять главное, много читать, правильно распределять своё время, принимать быстрые решения.

Согласен ли ты с утверждением, что SEO сегодня невозможно без аналитической работы? Считаешь ли ты себя аналитиком? Проводил ли ты исследования? Твои сотрудники под твоим началом?

SEO подразумевает постоянные изменения, приходится держать руку на пульсе: следить за новостями, читать множество блогов, проверять полученные знания на практике. Поэтому вполне могу назвать себя аналитиком.

Исследования проводятся постоянно. Опытным оптимизаторам мы даём возможность экспериментировать, применять новые методики. Для этого у нас в компании создана SEO лаборатория.

Что скажешь про маркетинг? Настал ли тот век, когда оптимизатор может проститься с позорным клеймом спамера и прикоснуться к маркетингу? PR, социальные сети, продающие тексты, дизайн – об этом говорят даже представители Яндекса. По-твоему мнению, всё в самом деле так радужно, как нам преподносят?

Сам с нетерпением жду этого момента, но он пока ещё не настал. Sape ещё рулит. Благо наблюдается тенденция к уменьшению влияния покупных ссылок. В связи с этим, мы настраиваем работу всех отделов на более индивидуальный, нешаблонный подход к проектам. Оптимизаторы переходят на более творческую работу с сайтами, а покупка ссылок - это как фон, необходимость, которую, по большей части, доверяем роботам.

Прошлый год активно развивались поведенческие факторы, мы наблюдали революцию в поисковом продвижении. Некоторые компании пытались спамить и понесли наказание. Оптимизм за сим замечен не был. Как ты понял, что спамить не нужно? Или спамил, но не поймали?

Мы действительно белые и пушистые в полном соответствии с нашим названием. К чёрным методам относимся осторожно. Я лично был против подобных накруток. Мы лишились краткосрочной выгоды, но зато не попали под санкции ни мы, ни наши клиенты.

Светлая сторона силы – юзабилити, продающие тексты и естественные ссылки. Как ты считаешь, насколько это направление в продвижении важно сегодня? Что конкретно из этого и как ты внедрил в работе своего отдела?

Как я упоминал выше, мы подходим к проектам индивидуально, для каждого подбираем оптимальные источники ссылок. Рекомендации по юзабилити составляются оптимизаторами ещё на этапе написания ТЗ на оптимизацию сайта и далее на протяжении всего продвижения, если это требуется. Это не только важно для SEO, это привносит в нашу работу больше смысла – делать сайты более дружественными для людей. Также забота о сайтах нравится нашим клиентам.

Ты позиционируешь себя как эксперта в проектировании сайтов, пригодных для SEO. Дай несколько советов разработчикам, как сделать сайт, который потом не придется переделывать заново?

Пользуясь случаем, сделаю обращение. Уважаемые разработчики, читайте пожалуйста справки от поисковиков и следите за анонсами их новых технологий. Там содержится, пожалуй, исчерпывающая информация о том, как нужно создавать сайты. Рекомендую так же обратить внимание на рекомендации проекта ТопЭксперт.РФ

Также каждому проектировщику сайтов будет полезно прочесть хотя бы одну книжку по SEO. Начать можно с книги «SEO. Руководство по внутренним факторам». Так вы сможете избежать ситуации, когда клиент вынужден переделывать сайт, чтобы его можно было продвигать.

Можно такие же советы, только клиентам? Как понять, что студия создаст такой сайт, который будет приспособлен для продвижения? Если можно, то больше конкретики.

Клиенту можно выбрать пару сайтов из портфолио студии и проверить их через сервис СайтРепорт.РФ. Количество найденных ошибок будет индикатором оптимизации сайта.

Наиболее вопиющие ошибки:

· Дубликаты или незаполненные title

· Использование нескольких заголовков H1

· Использование заголовков H1-H3 для выделения служебных элементов страниц.

· Дубликаты страниц

Какие CMS ты считаешь наиболее подходящими для продвижения сайтов? Какую обычно используешь? Почему?

Решения об использовании той или иной CMS в нашей компании возлагается на отдел разработки. Главное условие от отдела оптимизации – чтобы всё по SEO можно было реализовать. Меньше всего нареканий было на CMS Битрикс и ModX, больше всего – на самописные CMS.

С какими проблемами разработки сайтов приходится сталкиваться чаще всего при продвижении? Насколько эти проблемы критичны?

Часто бывают проблемы с реализацией ЧПУ и размещением текстов на страницах. Понятное дело, что это очень критично.

Какие ошибки в разработке сайтов, по-твоему, наиболее критичны для SEO? Приходилось ли сталкиваться с какими-то совсем смешными казусами?

Наиболее критичны те ошибки, которые не позволяют реализовать ТЗ в полной мере. До сих пор встречаются сайты, на которых title меняется только программно. Обычно эти ошибки вызывают печаль не только у оптимизаторов, но и у веб-мастеров, реализующих ТЗ.

Что ты можешь сказать об особенностях продвижения интернет-магазинов с точки зрения функционала сайта? Какие особые модули необходимы?

Для интернет-магазинов необходимо разрабатывать шаблоны оптимизации каждого типа страниц: категорий, подкатегорий, карточек товаров. Наиболее важны модули, связанные с линковкой: блоки ссылок, хлебные крошки и навигационное меню.

Также важна интеграция с системами веб-аналитики.

Обычно структура сайта базируется не на реальном спросе, который можно понять, изучив, например, данные Яндекса по запросам пользователей, а на анализе конкурентов и представлении заказчика о том, как нужно. Что ты думаешь об этом? Насколько, по-твоему, эффективным может быть продвижение сайта, вся структура которого основана на собранном семантическом ядре в несколько тысяч запросов? Что, по-твоему, должно произойти, чтобы веб-студии начали работать таким образом?

Продвижение такого сайта – одно удовольствие: нет проблем с выбором посадочных страниц, такие сайты нравятся поисковикам, товарные категории имеют структуру, облегчающую посетителям поиск товаров.

Для начала, веб-студиям необходимо узнать, что такая технология в принципе существует, затем освоить её и преподнести заказчикам как весомое конкурентное преимущество. Тогда использование данной технологии может принести дополнительную прибыль студиям, что будет мотивировать их.

Логично предположить, что сайт лучше заказывать в студии, которая занимается и SEO, и разработкой. При этом я дважды сталкивался с проектами, сделанными в SEO-студиях, но совершенно не пригодными для продвижения. Позже выяснялось, что причина в отсутствии интеграции между отделами. Удалось ли тебе продвинуться в этом направлении? Поделись секретом, как наладить взаимодействие, чтобы не было стыдно перед клиентами?

Мы решили данную проблему созданием SEO чек-листа для разработчиков, которому они следуют. Также оптимизаторы подключаются на этапе создания сайта, внося свои рекомендации в техническое задание на разработку.

Давай поговорим о перелинковке. Актуально ли сегодня создание модулей, которые бы связывали бы SEO-ссылками страницы интернет-магазина между собой? Что изменилось в технологии перелинковки? Отличается ли сегодня подход к работе от того, что было, к примеру, 3 года назад?

Технологии линковки также актуальны, как и в прошлые годы. Изменился подход. Сейчас эти технологии направлены не только на правильное распределение веса, но и на улучшение поведенческих характеристик сайта.

Важно предлагать посетителям полезные для них ссылки.

Немного поговорим о поведенческих факторах, а точнее о той их части, которая тесно связана с разработкой сайтов – юзабилити. Удавалось ли тебе поднять позиции сайтов за счет улучшения этого параметра?

Неоднократно наблюдал рост позиций после смены дизайна сайта. Конечно, не всегда менялся только дизайн, но и структура сайта, но дизайн, по моим наблюдениям действительно имеет влияние на продвижение. Сайты с хорошим дизайном продвигаются легче.

Какие у тебя планы в профессиональной деятельности на ближайший год? Что планируешь изучить? Какими проектами планируешь заниматься? Думаешь ли провести какие-то исследования?

Не люблю раскрывать свои планы. Конечно же, как обычно, продолжу проводить исследования, читать хорошие книги, продвигать интересные сайты, в общем, повышать свой уровень. Есть планы и по созданию собственных сервисов и интернет-проектов.

Твои прогнозы по SEO на 2012 год.

1. Персонализация и появление новых типов выдачи у поисковиков.

2. Увеличение влияния сигналов из социальных сетей на продвижение. Сближение SEO и SMM.

3. Повышение прозрачности оказания SEO-услуг, повышение взаимодействия SEO-компаний и их клиентов.

4. Увеличение потребности в проверенной и полезной информации по SEO. 


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100