Дамир Халилов об отрасли SMO в рунете

Дамир Халилов об отрасли SMO в рунете

  Площадки для SMM-кампаний в рунете

Обе лидирующие социальные сети в рунете уже активно монетизируются. Причем они пошли разными путями. Одноклассники зарабатывают на медийке и платных сервисах, ВКонтакте делает упор на недавно запущенную систему контекстной рекламы. Как вам кажется, какая модель будет больше приносить прибыли, учитывая социальную природу площадок?

Пути, которыми пошли "Вконтакте" и "Одноклассники" не просто разные - они противоположные. "Вконтакте" планируют монетизироваться за счет рекламодателей, а "Одноклассники" за счет собственных пользователей. Безусловно, подход "ВКонтакте" более социально ориентирован - пользователи имеют доступ ко всем сервисам проекта, при этом, никто не "выколачивает" с них оплату. Фактически рекламодатели оплачивают пребывание пользователей на проекте.

 В случае с "Одноклассниками" ситуация несколько иная - эта сеть активно "играет на страстях" пользователей, предлагая оплачивать функции, которые позволят пользователям расширять коммуникативные возможности: смотреть кто выставил оценки, заходить на страницы к другим людям не оставляя следа и т.д. Это как наркотик – люди, для которых социальные сети это второй дом, будут платить и платить постоянно.

 А все-таки, какой из путей более эффективен, на ваш взгляд?

Я думаю, эффективны оба пути монетизации: я знаю и о рекламодателях, которые уже оценили рентабельность контекстной рекламы в "ВКонтакте" и о пользователях "Одноклассников", которые ежемесячно тратят деньги на доступ к дополнительным функциям. Одним словом, в плане монетизации перспективы у обеих сетей весьма радужные.

Давайте добавим немного конкретики. В каких социальных сетях/блогхостингах или других площадках лучше продвигать какие тематики или типы клиентов?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Социальные сети, как и блогохостинги сами по себе лишь площадки, которые предоставляют возможность завести блог или сообщество. На том же Livejournal есть сообщества посвященные финансам, а есть посвященные группе Ранетки. Поэтому каждое сообщество и каждый блог рассматриваются нами как отдельная площадка, вне зависимости от того на каком хостинге они расположены.

Можно ли говорить о том, что в рунете есть только социальные сети или блогхостинги , на которых бесполезно пытаться что-то продать или получить клиента, а можно лишь повышать узнаваемость бренда?

Все зависит от методик, которыми ведется продвижение, а сами социальные сети и блогохостинги – лишь площадки для их реализации. Естественно, есть социальные сети на которых есть возможность использовать больше инструментов чем на других, однако четко сказать о том, что эти сети для брендинга, а эти для сбыта – нельзя.

Есть ли распределение – в каких-то социальных сетях аудитория лучше воспринимает рекламу, в каких-то работает только скрытый маркетинг?

Аудитория вообще лучше всего воспринимает честное интерактивное общение. Это формат флэш-мобов, он-лайн конкурсов, акций в блогах и в коммьюнити. Скрытый маркетинг тоже уместен, однако кампания должна быть очень грамотно выстроена и быть максимально экологичной. А вот прямую рекламу пользователи воспринимают все хуже, зачастую просто игнорируют ее. В современных условиях переизбытка информации главная задача маркетолога привлечь внимание потребителя, заинтриговать его, а как это сделать – вопрос техники.

ЖЖ сейчас запустил в тесте возможность для всех пользователей размещать рекламные посты. Завуалированных рекламных постов в блогосфере и без того было много, не получится ли теперь, что блогеры даже с 10 читателями начнут рекламировать все подряд и будет ли вообще в таком случае работать скрытый маркетинг в ЖЖ?

На самом деле блогеры уже давно рекламируют все подряд и эффективность скрытого маркетинга в блогах резко упала. Поэтому мы практически не прибегаем к примитивной скупке постов – каждая кампания это уникальная PR-акция, со своими сюжетами, интригами, подборкой сценариев. Блогеры не пишут какие-то отдельные посты – они реализуют общую концепцию кампании, играют свои роли в едином спектакле. И в итоге, благодаря такому подходу мы заставляем пользователей заметить наш «спектакль» и заговорить о нем.

А интересны ли вам в плане маркетинга standalone-блоги?

Конечно. В большинстве своем это интересные блоги с четко определенной тематикой и качественной аудиторией. 

Перечисляя наиболее эффективные инструменты SMM, вы никогда не забываете о корпоративном блоге. Честно говоря, не понимаю, как он работает, учитывая, что корпоративный блог является частью корпоративного сайта, который оторван от всех социальных платформ.

Во-первых, у большинства оптимизированных под социальные сети корпоративных блогов есть свои представительства на основных блогохостингах: ЖЖ, LI, mail.ru. Это сделано специально для того, чтобы пользователь имел возможность получать информацию на той платформе, которая ему привычна. Во-вторых, есть технология RSS, различные ридеры, через которые пользователи могут получать обновления на standalone-блогах. Наконец, в-третьих, корпоративные блоги являются частью глобальной социальной сети под названием блогосфера. Поэтому говорить о какой-то изолированности – нельзя.

Услуги продвижения в социальных медиа

Ваше агентство называется агентством интернет-PR, клиенту, по большому счету, все равно, как называть эти услуги, главное, что на сайте компании их список представлен подробно. Однако учтем значительную долю специалистов в аудитории SEOpro.ru и давайте попытаемся разделить или истолковать понятия PR (пусть даже в интернете), SMO, SMM, интернет-маркетинга, скрытого маркетинга.

Наиболее глобальное понятие из перечисленных – интернет-маркетинг. Это любые маркетинговые мероприятия, которые проводятся в среде интернет: от размещения объявлений на досках, заканчивая глобальными вирусными кампаниями.

Интернет-PR, соответственно, любые PR-мероприятия проводимые в сети интернет: от рассылки пресс-релизов до создания брендированных сообществ.

Термин SMO в России истолкован несколько неверно – изначально под SMO (Social Media Optimization) подразумевалась оптимизация сайта или блога под социальные сети, включающая в себя стимулирование пользователей подписываться на обновления, добавлять сайт в социальные закладки, оставлять комментарии и т.д. Однако в рунете под SMO подразумевается практически любое продвижение в социальных сетях. Термин уже плотно укоренился и, видимо, в ближайшее время заменить его на более верный термин SMM (Social Media Marketing) не удастся.

Скрытый маркетинг – продвижение товаров и услуг в скрытом формате, как правило, замаскированное под независимые рекомендации.

Сколько человек задействовано в среднем над одной кампании?

В зависимости от масштаба кампании от 2 до 7.

Услуги оптимизации сайта, как правило, построены на долгосрочном сотрудничестве, потому что подготовка и первые результаты, не говоря уж об оценке эффективности – все это требует времени. Что касается услуг SMM, на какие, в среднем, сроки заключаются контракты?

Средний срок полноценной масштабной кампании – 3 месяца. За это время решаются поставленные задачи. Постоянная поддержка не требуется, но большинство клиентов заказывают повторные кампании, поскольку четко ощущают эффект от продвижения такого рода.

Клиентам сложно ориентироваться в ценах на услуги продвижения, особенно это касается SMM как довольно новой для рунета услуги. Поэтому хотелось бы назвать в нашем интервью, какого порядка бюджеты в среднем затрачиваются на маркетинговую кампанию для среднего и мелкого бизнеса и какие - для широко известных брендов.

Вилка бюджета – от $1000 до $20 000. Разные задачи, разный масштаб кампаний и, как следствие, разные бюджеты. Средний бюджет в рамках $2500-6000.

Когда клиентов становится много, возникает необходимость в автоматизации работы. SEO давно обросло массой инструментов, далеко не все они предназначены для «черных» методов оптимизации. Какие инструменты есть в арсенале SMM -специалиста ?

Может, это архаично, но стараемся большую часть работы делать вручную, чтобы поддерживать высокий уровень качества. Да и не та у нас специфика, чтобы можно было использовать автоматику. Навскидку могу вспомнить только Сабмиттеры в сервисы социальных закладок.

Сколько клиентских кампаний способна одновременно вести такая компания как ваша, с относительно небольшим штатом сотрудников (насколько мне известно, порядка 10 человек?)

Есть еще штат фрилансеров, при необходимости можем мобилизовывать до 20 человек. Сейчас в активной работе порядка 15 кампаний, предел прочности, около 30.

Подобных вашей компании в рунете, как оказалось, сейчас набралось порядка 30. Еще год назад в одном из интервью вы говорили о том, что поскольку полный набор услуг, как вы, оказывают считанные компании, говорить о конкуренции не приходится. Признаете ли, что за год ситуация изменилась?

Это абсолютно предсказуемый процесс, я никогда не скрывал, что SMM – это очень вкусный кусок пирога, поэтому у меня не было сомнений, что конкуренты появятся. Из этого списка реально конкурентами могу считать порядка 10. Остальные либо занимаются несколько другой деятельностью, которая с нами мало пересекается (например, специализированные вирусные агентства), либо просто номинально имеют в списке услуг SMO, но на деле не оказывают такие услуги (как, например, медиаагентство Maye) либо не дотягивают до такого уровня, чтобы именоваться нашими конкурентами.

Какие компании считаете сильными конкурентами?

Редкая марка Антона Попова, агентство Hiddenmarketing, КСАН, WOM. Однако ни к кому из них я не отношусь как к конкурентам – это настолько емкий рынок, что места на нем хватит всем. С большинством из компаний, которые представлены в списке мы дружим, помогаем друг другу, общаемся. Возможно, со временем у нас появится свой «Клуб капитанов» :)

Конкуренция растет естественным образом, да еще  в это самое время в рунете социальные сети (речь о ВКонтакте) обращаются к рекламодателю напрямую с предложением разместить таргетированное рекламное объявление. Не боитесь, что у вас начнут отбирать хлеб?

SMO и контекстная реклама (пусть даже и в социальных сетях) совершенно разные инструменты, которые решают разные задачи. Такая реклама скорее представляет конкурентную опасность для Яндекс.Директ и Бегуна, нежели для нас.


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100