Кризис заставил прилежнее изучать интернет-маркетинг

Кризис заставил прилежнее изучать интернет-маркетинг

Многие seo-компании говорят о том, что с кризисом поток клиентов увеличился. В связи с этим должна возрасти и потребность в SEO-специалистах. Отмечаете ли вы такую тенденцию?

Кризис – это уникальное время, которое приносит колоссальные возможности. Это время, когда нужно проснуться и начать думать. Поговорим о тех, кто начинает действовать. Да, мы ощутили рост интереса к обучению в тонкостям того или иного направления интернет-маркетинга. Приходят люди, которые до кризиса даже и не думали, что будут заниматься этим. Раньше они ехали по накатанной, а теперь пришло время задуматься. Например, мой знакомый менеджер по рекламе знал, что 2-го числа каждого месяца ему пришлют счет из определенной газеты, 5-го ему пришлют счет из тематического журнала, 10-го ему пришлют счет из определенного каталога и т.п., он все это подпишет, бухгалтерия оплатит, все… работа сделана. Сейчас ситуация изменилась. Руководство сокращает расходы на рекламу, сокращает менеджеров по рекламе… ему теперь нужно думать, как урезанный в десятки раз бюджет расходовать таким образом, чтобы эффективность рекламы осталась на прежнем уровне, либо думать, где найти новый источник денег, чтобы прокормить семью, вернуть набранные кредиты и т.п. Тут и появляется в головах интернет-маркетинг.

Как вам кажется во время кризиса, специалистов больше ищут сами SEO-компании для расширения штата или же увеличился спрос на фрилансеров на различных тематических ресурсах?

Судя по тому, что мы сами регулярно ищем специалистов в штат, думаю, многие SEO-компании испытывают нехватку профессиональных кадров, причем не только в условиях кризиса. SEO-Study.ru – это один из проектов нашей компании, который первоначально (в 2006 году) создавался на материалах, при помощи которых мы готовили себе новых специалистов. Теперь он разросся до уровня, когда сторонние SEO-компании к нам обращаются с просьбой помочь подобрать/подготовить профессиональных кадров в том или ином регионе России. Питерских студентов, проходящих курс с персональным преподавателем и желающих сменить работу, мы до сих пор приглашаем к нам в штат.

На последней Ашмановской конференции руководители SEO-компаний говорили о катализированной кризисом необходимости пересмотреть формат и диапазон предоставляемых клиенту услуг. Назовем это модным и пока не очень понятным термином «комплексный интернет-маркетинг». Вопрос в том, есть ли у нас такие «комплексные» специалисты?

Если вы позволите, я разобью ваш вопрос на 2 части. Первая часть вопроса – новые форматы услуг, предоставляемые клиенту. Под новыми форматами я понимаю расширение различных вариантов сотрудничества, предлагаемых клиенту. Например, мы предлагаем клиенту: предоплата услуг, постоплата услуг и оплата за действие, совершенное посетителем на сайте (аналогия PPA-рекламы). Здесь не нужны «комплексные» специалисты. Здесь нужны грамотные менеджеры.

Вторая часть вашего вопроса – под комплексным интернет-маркетингом я понимаю набор услуг, куда входит и SEO и контекстная реклама и медийная реклама, если требуется, а также общий анализ эффективности всех этих методов продвижения при помощи инструментов веб-аналитики (не путать со счетчиками статистики). Таких специалистов действительно на свободном рынке рабочей силы не найти. Они есть, но они никогда не искали, не ищут, и не будут искать работу. Таких специалистов нужно выращивать. Причем реально осознавая тот факт, что после того как его вырастили, он может уйти, и он уйдет вне зависимости от каких-либо экономических ситуаций в мире, он уйдет, если его не мотивировать. Видите разницу? Не работник боится потерять работу, а работодатель боится потерять работника. Во время кризиса мы заметили возросший интерес сеошников к получению дополнительных знаний в области эффективного управления различными системами контекстной рекламы, анализу эффективности интернет-рекламы, автоматизации и т.п.

Может быть, специалисту и не нужно быть мастером на все руки? Мне кажется, комплексную услугу можно организовать лишь в рамках слаженной команды, в развитой компании с разнопрофильными специалистами в штате. Вы согласны?

Если вы имеете в виду специалиста, работающего в SEO-компании, вы совершенно правы. Оптимизатор занимается оптимизацией, копирайтер занимается копирайтингом, специалист по PPC занимается контекстной рекламой, веб-аналитик занимается аналитикой. Если говорить про специалиста в штате какой-либо компании, не связанной с интернет-маркетингом, тут ситуация несколько иная, мы ее описывали в нашей статье «Создание собственного отдела интернет-маркетинга»

Значит ли это, что волкам-одиночкам, матерым фрилансерам скоро придется устраиваться на работу в компании, потому что формат услуг меняется?

Фрилансеры всегда останутся, т.к. всегда есть те, кому не нужны какие-либо дополнительные услуги, гарантии, бухгалтерские документы и т.п., а нужны только минимальные цены. Зато когда фрилансер заболевает или уезжает в отпуск, эти люди часто приходят в SEO-компании и тратят их время на бесполезные обсуждения завышенных, по их мнению, цен.

Из этого следует, хотя и кажется утопичным, что тематические форумы с их внутренними образовательными ресурсами для новичков начнут вымирать?

Тематические форумы для образовательных целей никогда не годились. Этот факт подтверждают топики со скромными называниями «Даю платную консультацию по...». На форумах действительно очень много информации, но там нет структурированной информации, которая необходима для обучения. Я затрагивал вопрос обучения с использованием тематических форумов в статье на SEOnews «Как изучать SEO».

SEO-курсов, семинаров, конференций и прочих возможностей обучения SEO с каждым годом становится все больше и никакой кризис им не помеха. Посмотрим сначала на них с точки зрения грызущего гранит науки. Могут ли такие мероприятия вырастить настоящего профессионала?

Я бы разграничил SEO-курсы и все остальные, перечисленные вами мероприятия.

SEO-курсы готовят специалистов по определенной методике. На выходе мы получаем специалиста, который может выполнять определенную схему работы,  необходимую для продвижения сайта, а также для анализа своих действий и действий других оптимизаторов, продвигающих сайты конкурентов.

SEO-семинары, конференции и т.п. мероприятия – это повышение квалификации, общение с людьми и т.п. Мы тоже проводим семинары, правда, в режиме онлайн OnlineSEM.ru, но они никак не заменяют курсы, только дополняют.

Если вы взглянете на схему из статьи, приведенной мной выше, вы заметите, что семинары и конференции я обозначил самым последним в схеме обучения, а книги, теория и курсы самым первым. Причем курсы не могут идти 2 дня или даже неделю. Курсы должны идти не меньше месяца, т.к. за меньшее время невозможно изучить всю теорию, а также научиться самостоятельно анализировать и применять полученные при анализе данные на практике. Например, у нас курсы идут 2 месяца. И только ближе к концу преподаватели говорят, что да, действительно человек разобрался и понял. Действительно он готов к самостоятельной работе.

Очные курсы, к сожалению, не дают такой возможности. Люди, прослушав курс, придя домой не могут сделать ничего, хотя час назад они все поняли. Дистанционное обучение с персональным преподавателем позволяет обучаться, практикуясь на собственном сайте. При данном варианте обучения мотивация максимальная, а следовательно и максимальная отдача от курса, где в конце человек получает не только знания, но и самостоятельно продвинутый ресурс по нужным ему ключевым запросам.

Обучение SEO и интернет-маркетингу уже вышло из зачаточного состояния, с форумов перешло в аудитории и конференц-залы, для многих оно становится бизнесом. Насколько  велика конкуренция в сфере образовательных программ по интернет-маркетингу?

Я не могу сказать про всю Россию. В Санкт-Петербурге очных образовательных программ, которые бы действительно готовили специалистов по интернет-маркетингу, до сих пор нет. В ближайшее время мы планируем запускать очные курсы в Санкт-Петербурге, но загвоздка в том, чтобы не утратить того персонального подхода, который мы вырабатывали в течение 3х лет на дистанционных курсах. Запустить очные курсы можно быстро, а сделать так, чтобы по окончанию обучения слушатель осознал, что окупил свои затраты еще до окончания курсов, это сложнее.

Каким вам видится обучение интернет-маркетингу в будущем: некие образовательные учреждения будут поставлять на рынок труда готовых специалистов, как это происходит в других сферах деятельности, или же интернет-маркетинг это такая особая область, где настоящего профессионала каждая компания может вырастить для себя под особым присмотром ?

Думаю, этим будут заниматься образовательные учреждения. Это логичнее, чем выпустить, например, юриста, а потом в конкретной компании переучивать этого юриста на специалиста по интернет-маркетингу. В международной информационной группе «Интерфакс» в прошлом году проходил круглый стол, посвященный этому вопросу. Представители учебных заведений говорили, что примерно 20% учебного времени они готовы посвятить дисциплинам, требуемым работодателям, но работодатели сами должны активно участвовать в учебном процессе. Для этого необходимо разработать профессиональный стандарт, где четко прописать, какого специалиста работодатели хотят получать на выходе, а затем совместно с учебным заведением подготовить учебный стандарт. Работы над этим ведутся. Думаю, в скором будущем ситуация на образовательном рынке будет развиваться в этом направлении.

Вопросы задавала Гутникова Анастасия


ОБСУДИТЬ:

Комментарии


Rambler's Top100